Все новости, Кругозор

Тайник в старинном замке. Как нацисты прятали свои сокровища

Под семью замками прятали нацисты шедевры мирового искусства, вывезенные из немецких музеев и похищенные из оккупированных стран. Одно из таких хранилищ находилось в Саксонии.

Замок Веезенштайн. Фото: Wikipedia commons
Замок Веезенштайн. Фото: Wikipedia commons

Неподалеку от Дрездена, на отвесной скале над рекой Мюглиц, горделиво возвышается величественное восьмиэтажное строение с красными крышами и высокой башней. Оно издалека бросается в глаза. Это старинный замок Веезенштайн, одна из жемчужин Саксонии. В его залах по сей день красуется роскошное убранство XVIII—XIX веков — мебель в стиле неоренессанс, удивительные картины, уникальные позолоченные кожаные обои с тиснением. Сейчас Веезенштайн служит музеем, который собирает свыше 62 тысяч посетителей в год, а также местом проведения музыкальных концертов, театральных представлений, других культурных мероприятий.


И далеко не все знают, что во время Второй мировой войны в его подвальных помещениях со стенами четырехметровой толщины нацисты под строжайшим секретом хранили полотна из собраний немецких художественных галерей и музеев. Здесь же они прятали произведения изобразительного искусства и предметы роскоши, вывезенные из музеев или изъятые у преследовавшихся режимом частных коллекционеров в самой Германии и оккупированных странах. Свет на эту темную страницу истории старинного замка проливает беспрецедентная выставка «Bombensicher!» («Бомбонепробиваемо!»).


Чтобы не повторить судьбу Герники


Картина "Герника" Пабло Пикассо. Фото: Wikipedia commons
Картина «Герника» Пабло Пикассо. Фото: Wikipedia commons

Тайники для художественных ценностей немецкие искусствоведы начали подыскивать в начале 1940-х годов. Подтолкнули их к этому страшные последствия воздушного налета легиона «Кондор», соединения военной авиации нацистской Германии, на город Герника в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года, когда исторический и культурный центр Страны басков был почти полностью разрушен. И с началом Второй мировой войны экспертам в Германии стало понятно, что подобная судьба может ожидать и немецкие города: война есть война. Потому и было принято решение эвакуировать экспонаты немецких арт-галерей и музеев и спрятать их в надежных местах до лучших времен.


Свыше 100 секретных тайников для ценных произведений искусства было оборудовано в результате в различных регионах Германии. В числе этих шедевров оказались и экспонаты для так и не реализованного проекта Гитлера по созданию в Линце художественного музея на основе конфискованных и приобретенных национал-социалистами картин, произведений скульптуры и других арт-объектов. В Саксонии в качестве таких хранилищ выбор пал на крепость Кёнигштайн рядом с одноименным городом, крепость Альбрехтсбург в Мейсене и замок Веезенштайн. Веезенштайн, с его просторными помещениями с постоянной температурой воздуха и толстыми, не пробиваемыми для бомб и снарядов стенами, подходил для этих целей идеально. Большим плюсом было и его расположение: до Дрездена — всего 19 километров.


Транспортировка культурных ценностей в Веезенштайн началась в 1942 году. В конце концов, здесь оказалось несметное количество шедевров мирового искусства. Из Мейсена была привезена уникальная коллекция фарфора, из дрезденского музея «Физико-математический салон» — часть собрания исторических часов и научных инструментов, из Берлинского гравюрного кабинета, крупнейшего собрания графики в Германии, — разнообразные гравюры, из Саксонской земельной библиотеки — «кодексы майя» (иероглифические рукописи цивилизации майя), а также старейший правовой сборник Германии «Саксонское зерцало», отражавший, «как в зеркале», право Саксонии. Не говоря о таких шедеврах живописи, как полотно Рембрандта «Саския с красным цветком», картина Пуссена «Царство Флоры», произведение Тициана «Динарий кесаря».


Одиссея «Сикстинской мадонны»


Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг.
Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Акция проводилась в строжайшем секрете. Даже те, кто во время войны жил в Веезенштайне, понятия не имели о том, что содержалось в деревянных ящиках, хранившихся в его подвалах. Но когда война подошла к концу и Германия капитулировала, в замок сразу прибыли представители одной из советских «трофейных бригад». Судя по всему, им все-таки удалось получить данные о том, где скрывались спрятанные нацистами культурные ценности.


Как рассказала в интервью Deutschlandradio куратор выставки «Bombensicher!» Биргит Фингер, советские военнослужащие приехали в замок уже 19 мая 1945 года. «Сикстинская мадонна» Рафаэля — вот главное, что их интересовало. Однако это произведение из собрания Галереи старых мастеров в Дрездене в военное время было спрятано не в Веезенштайне, а в нескольких километрах от него — в тайнике, о существовании которого знали единицы. Жемчужина итальянского Ренессанса хранилась в кондиционированном вагоне, пригнанном в заброшенный железнодорожный туннель, вход в который замуровали.


Но, в конце концов, немецкие эксперты сообщили советской «трофейной бригаде» о местонахождении шедевра — решили, что пусть лучше бесценную картину увезут в СССР как трофей, чем она пострадает в подземелье. Так и произошло: «Сикстинская мадонна» была отправлена в Москву. Однако в 1955 году знаменитое полотно снова вернулось в столицу Саксонии: вместе со многими другими вывезенными из Германии картинами его возвратили ГДР, и оно по сей день находится в Дрезденской художественной галерее. Позже СССР стал передавать обратно в Германию и другие вывезенные оттуда культурные ценности.


О тех малоизвестных событиях и рассказывают представленные на выставке в Веезенштайне экспонаты, среди которых немало документов и фотографий, на протяжении долгих лет засекреченных и обнародованных только сейчас. Экспозиция открыта до 7 октября.


Источник TUT.BY

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *